olegpanfilov2

Category:

«Грузия против России» - решение Страсбургского суда

Страсбургский суд вынес решение по делу о войне 2008 года.  Соответствующий пресс-релиз опубликован на официальном сайте  Европейского суда по правам человека. (Оригинал)

Дело касалось обвинений  правительства Грузии о различных нарушениях Российской Федерацией  Конвенции в связи с вооруженным конфликтом между Грузией и Российской  Федерацией в августе 2008 года.

Суд постановил, что должны быть  разделены активная фаза боевых действий (8-12 августа 2008 г.) и другие  события, произошедшие после прекращения активной фазы боевых действий,  то есть после заключения соглашения о прекращении огня от 12 августа  2008 г.

Суд учел представленные сторонами замечания и многие  другие документы, а также отчеты международных правительственных и  неправительственных организаций. Кроме того, суд заслушал показания 33  свидетелей.

После рассмотрения дела, суд пришел к выводу, что  события, произошедшие во время активной фазы боевых действий (8-12  августа 2008 г.), не подпадают под юрисдикцию России по статье 1  Конвенции (обязательство уважать права человека), и объявил эту часть  жалобы неприемлемой. Однако он постановил, что Российская Федерация  осуществляла «эффективный контроль» над Южной Осетией, Абхазией и  «буферной зоной» в период с 12 августа по 10 октября 2008 года. После  этого периода сильное присутствие России и отношение властей Южной  Осетии и Абхазии к Российской Федерации указывало на то, что  «эффективный контроль» над Южной Осетией и Абхазией продолжался. Таким  образом, суд заключил, что события, последовавшие за прекращением боевых  действий, подпадают под юрисдикцию Российской Федерации в соответствии  со статьей 1 Конвенции (обязательство уважать права человека).

В частности, Большая палата Европейского суда по правам человека постановила:

·  11 голосами против 6, что события во время активной фазы боевых  действий (8-12 августа 2008 г.) не подпадают под юрисдикцию России в  соответствии со статьей 1 Конвенции (обязательство уважать права  человека);

· 16 голосами против одного, что события, произошедшие  после прекращения боевых действий (после соглашения о прекращении огня  от 12 августа 2008 г.), подпадают под юрисдикцию России;

· 16  голосами против одного, что имела место административная практика,  противоречащая статьям 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток,  бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания) и  статье 8 (право на защиту частной и семейной жизни) Конвенции, а также  статьи 1 Дополнительного протокола к Конвенции (защита собственности).

·  Единогласно, что задержание граждан Грузии силами Южной Осетии в  Цхинвали 10-27 августа 2008 г. подпадает под юрисдикцию Российской  Федерации в соответствии со статьей 1 Конвенции (обязательство уважать  права человека);

· Единогласно, что имела место административная  практика, противоречащая статье 3 Конвенции (запрещение пыток,  бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания) в  отношении условий содержания под стражей и унижающего достоинство  обращения 160 гражданских лиц Грузии, что следует рассматривать как  бесчеловечное и унижающее достоинство обращение;

· Единогласно,  что имела место административная практика, противоречащая статье 5  Конвенции (право на свободу и безопасность) в отношении произвольного  задержания граждан Грузии в августе 2008 года;

· Единогласно, что  задержание грузинских военнопленных южноосетинскими силами в Цхинвали  8-17 августа 2008 г. подпадает под юрисдикцию России в соответствии со  статьей 1 Конвенции;

· 16 голосами против одного, что имела место  административная практика, противоречащая статье 3 Конвенции  (запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и  наказания) в отношении пыток грузинских военнопленных;

· 16  голосами против одного, что граждане Грузии, которым не позволили  вернуться в Южную Осетию или Абхазию, подпадают под юрисдикцию России;

·  16 голосами против одного, что имела место административная практика,  противоречащая статье 2 Протокола № 4 к Конвенции (свобода передвижения)  в связи с невозможностью возвращения граждан Грузии в свои дома;

· Единогласно, что не было нарушения статьи 2 Протокола № 1 к Конвенции (право на образование);

·  Единогласно, что Российская Федерация имеет процедурное обязательство в  соответствии со статьей 2 Конвенции проводить не только адекватное и  эффективное расследование событий, произошедших после прекращения боевых  действий, но и событий, произошедших во время активной фазы боевых  действий;

· 16 голосами против одного имело место процедурное нарушение статьи 2 Конвенции (право на жизнь);

· Единогласно, что нет необходимости в отдельном рассмотрении жалобы государства-заявителя на нарушение статьи 13;

· 16 голосами против одного, что государство-ответчик не выполнило свои обязательства по статье 38;

·  Единогласно, что вопрос в связи с применением статьи 41 Конвенции не  готов для решения и поэтому должен быть полностью отложен.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded