Письма из Грузии (olegpanfilov2) wrote,
Письма из Грузии
olegpanfilov2

Categories:

"Новое осмысление" конфликта в Карабахе?

– Говоря о карабахском конфликте, эксперты обычно акцентируют внимание на его политических, экономических, военных причинах. Имеет ли происходящее религиозный аспект? Можно ли рассматривать события конца восьмидесятых–начала девяностых годов вокруг НКР в плоскости христианско-мусульманского противостояния?

– Я бы сформулировал иначе: армяно-мусульманское противостояние. Карабахское движение, как известно, было начато армянским населением Карабаха и изначально носило исключительно национально-освободительный характер, без религиозного аспекта. При этом использование определения «освободительный» означало, что население Карабаха принудила к этому шовинистическая политика Азербайджанской ССР. Эта политика носила религиозный характер ровно в той степени, в которой при советской власти относились к религии вообще.
(...)
– Учитывая, что карабахские бойцы шли в бой с отличительными белыми крестами на рукавах, такой же крест сияет на броне танка, первым ворвавшегося в Шуши, и т.д., очевидно, что христианская самоидентификация, по крайней мере, сыграла роль в мобилизации карабахцев. Или этим можно пренебречь?

– Белые кресты у наших бойцов были не только на рукавах, но и, зачастую, на спине. Использовался этот отличительный знак на начальном этапе военных действий, когда в Карабахе армянские поселения находились вперемешку с азербайджанонаселенными. В этих условиях, да еще во время ночного боя, немудрено было попасть под «дружественный огонь», как ныне это модно называть. Учитывая, что обе стороны пользовались советской военной формой, необходим был яркий отличительный знак, подобие сигнала «свой». А вот то, что подобным знаком был избран крест, видимо, объясняется верой, возможно даже подсознательной, в спасительную силу символа христианства. Утверждать об определяющем значении христианской самоидентификации в мобилизации карабахцев я бы не стал. Гораздо большую роль в этом сыграла национальная идентификация. Но с другой стороны, и это тоже факт, в годы войны у карабахских армян, да и у всего армянского народа, существенно возросла христианская составляющая национальной идентификации.
Отсель

Удивительный это человек - Левон Мелик-Шахназарян.
То есть, если верить его двум ответам.
То религиозный характер придавала армянская сторона.
Помечая своих боевиков крестами.
А азербайджанская - ровно настолько, насколько к религии относились при советской власти.
То есть, никак.
Поскольку в СССР религия была "опиумом для народа".

Хорошее признание.
Можно только поблагодарить товарища.
За его своевременное интервью.
Благодаря которому теперь становится понятно.
Что карабахскому конфликту армянский "политолог".
Хочет придать религиозную окраску.

Особенно хорош этот пассаж.

– Рассматривают ли НКР и Армения Россию как христианского союзника или речь идет исключительно о военном, экономическом, политическом стратегическом союзе?

– Пожалуй, население НКР и Армении видит в России в первую очередь именно христианского союзника. Все остальное – военная, экономическая или политическая составляющие стратегических союзнических отношений воспринимаются в качестве придатка к христианской сущности отношений двух народов.

Зачем товарищу нужно это?
Куда он денет межнациональные браки.
Армяно-азербайджанские семьи.
Которых было много в Карабахе?

А этот ответ просто выявляет уровень мышления "политолога".

– В советское время в Нагорно-Карабахской автономной области были закрыты все без исключения храмы, а в древних монастырях, как с болью описывали очевидцы, бродили ослы и коровы. Возможно ли связать этот пусть вынужденный, навязанный атеистическими властями, но отход от веры с последовавшей в девяностые трагедией Карабаха?

– В Азербайджанской ССР жило примерно 550 тысяч армян, а действовали всего две церкви: в Баку и Гандзаке (Гянджа). И если в закрытых церквях бродили разные животные, это, поверьте, было благом, ибо сотни и тысячи армянских церквей азербайджанская власть просто разрушила.

Так азербайджанская власть, или советская?
А кто разрушил в советское время мечети на территории современной Армении.
Которых в досоветское время было много?

Tags: Азербайджан, Армения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments